Литературная сеть — Литературная страничка

Об авторе

Произведения

Кошка знакомится

Кошка знакомится

После улицы очки запотели, и я снял их, чтобы протереть, когда погас свет. От неожиданности они выпали у меня из рук. Мягкие лапы, острые когти, уши, глаза и пушистый хвост — где же кошка?

— Молодой человек! Следите за руками!

— Извините. Я потерял очки.

— Откуда у меня ваши очки? Что за глупости!?

— Извините. Я случайно их выронил и теперь, в темноте, не могу найти.

— Поищите под своим креслом.

— Уже искал. Черт!

— Вам, что, без очков совсем ничего не видно? Сколько у вас?

— Минус четыре.

— Сядьте поближе.

— А вдруг их кто-нибудь раздавит в темноте? Да и место это я потом не найду — мое заняли, и я только и успел, что найти свободное, как выключили свет. Какой у нас ряд?

— Знаете, я тоже не на своем месте сижу. Но, если хотите, я могу спросить у соседа...

— Ради бога не надо! Просто проверьте под своим креслом, вдруг они там.

— Нет, не могу найти. Знаете, через два ряда сидит моя подружка...

— Слушайте, потише можно?

— Через два ряда сидит моя подружка, она тоже плохо видит, и у нее при себе всегда есть запасные...

— Успокойтесь пожалуйста. Все вокруг уже давно поняли, что он потерял очки и что это очень печально — отлично поняли. Теперь мы можем посмотреть спектакль?..

— ...Когда в городе появилась ведьма. Город был точно такой же, как и сейчас, но улицы его, улицы на его лице бросались на любого, кто пытался вглядеться в них. Удар — и по всему телу проступала кровь, еще удар — и человек падал в ослепительном белом свете, в луче солнечного света, который тут же исчезал, и человек исчезал вместе с ним. Кровью или вином была запачкана его одежда? Пьян он был или мертв? Улица отворачивалась и спешила по своим делам, и человек пропадал вместе со светлым пятном среди скользящих мимо уличных теней.

— Дома на таких улицах не были жилыми, ни одного жилого дома. Люди входили и выходили, гас и зажигался свет в окнах, но дома оставались пустыми темными железобетонными макетами, они бы уже давно рухнули, если бы окна не держали их... и вот в этом-то городе и появилась ведьма.

— В небе летит птица, а тенью птицы по земле кошка крадется.

— Так ведьма, цепляясь за тень, от тени к тени, металась по улицам, искала и вслушивалась, замирая. Цепляясь за тени, спешащие мимо, тени, бегущие по своим делам в ярком солнечном свете.

— Тени искажались и на мгновенье останавливались — что-то тянуло их в сторону, как легкий ветерок еле заметно тянет за собой ветви, и снова отпускало. Не будучи уверены в том, что произошло, тени, остановившись лишь на миг, снова продолжали свой бег от одного пустого дома к другому, бег по залитым ярким солнечным светом улицам.

— И это продолжалось до тех пор, пока за дверью одной из пустых квартир ведьма не услышала слова, которые привлекли ее внимание, слова, которые она искала...

— Плачу за свою любовь к тебе.

— Больше он ничего не сказал, но этих слов оказалось достаточно, он бросил деньги в лицо, он скрылся за дверью, оставив меня одну.

— Плачу за свою любовь к тебе. Я буду любить тебя вечно, пока не забуду, пока не умру. Пока буду бежать от твоей двери к своей. И на завтра тоже не забуду тебя. Плачу за свою любовь, плачу по твоей. Не подходи ко мне, я буду любить тебя вечно. Тот образ, в который ты вошла лишь на мгновенье, тот, который не в силах выдержать, тот, который придумал я — твой образ — я никогда не забуду его, и, чтобы сохранить его, бросаю тебя, бросаю тебе деньги, образ твой выдуман мной и принадлежит мне. Ты же можешь только продать его.

— За что он платит?

— Плачу за свою любовь. Я устал убеждать тебя, что любовь — это мы, а не ты и я, деньги — это моя любовь для тебя, другой любви для нас не существует, не существует для меня — пока ты рядом. Деньги в лицо — посреди уставшего мира, готового рухнуть. Деньги — я поступил так, и теперь я свободен, свободна и ты. Деньги — потому что я люблю тебя, а ты не чувствуешь этого, не видишьэтого, и я страдал до тех пор, пока не произнес:

— Плачу за свою любовь к тебе.

— Теперь ты знаешь, что я люблю тебя.

— Я осталась одна. Что-то случилось не так. Что произошло, как он выглядел? Он ли это был?.. Могу ли я вспомнить о нем хоть что-нибудь?

— Падают листья один за другим, а под деревом кошка сидит — примеряет осенний наряд.

— Мне нравился запах его рук — так пахнет в морозные сумерки, от этого запаха, с каждым вдохом я пьянела все больше, что-то нарастало и обрушивалось во мне...

— Как мне себя чувствовать? Что мне делать? Кошкам на смех!

— Еще он говорил: мягкий слабый голос, низкий и прозрачный одновременно, голос, в котором теряешься, наслаждаясь его обманчивой мягкостью.

— Как же он выглядел? Я не помню!

— Теплое гладкое лицо, дрожащие волосы, влажные шершавые губы, скользкие брови...

— Так как же он выглядел?!

— Так же, как и любой другой.

— Кошка слушает птицу, мечтает: вот если бы ты летать не умела, узнала бы песни мои!

— Она уже давно говорила с ведьмой, но не замечала этого — думала, что говорит сама с собой. Но вот ведьма перестала прятаться — теперь в полумраке комнаты она стоит над девушкой, гладит ее по голове, успокаивает ее...

— Не плачь. Твои глаза такие теплые, не жар и не холод — просто теплота, теплота огня в ночи. Я пришла не случайно, не случайно заглянула в твои глаза — к тебе на огонек. Разве ты не поняла, что произошло? Из тебя сделали то, о чем ты мечтала — живую куклу. Успокойся. Твои глаза... они прекрасны, и он воспоет и забудет их, забудет о своей игрушке, которую бросил — больше ты ничем для него не была — только куклой, которой он восхищался — такова его любовь. И ты получила то, о чем мечтала: тебя услышали, тебя поняли, тебя полюбили. Разве не так?

— Но как бы он не старался, ничто не заменит ему боли — ни ты, ни твоя теплота. Пустая улица, дыра с острыми краями в стене, холодный камень — этого не в силах заменить ни одна девушка со всей ее теплотой. Никакое тепло не заменит боли. Слышишь мой голос в темноте? Это потому, что мне больно, вслушайся в него, придвинься ближе... и ты уже не слышишь больше ничего, кроме голоса... еще ближе... вот... видишь, кроме боли ничего и нет, видишь?.. вот... а ты боялась...

— Белые мыши идут друг за другом в ночи: "Кошка как ночь черна, кошка — мышиная ночь". — Он шел по улице. Прогулка по городу чем-то похожа на отдых на море...

Ему было приятно отдыхать в прохладе уличных теней, ноги сами несли его вперед за тем, кто шел навстречу тем, кто шел навстречу ему — не шел, а плыл: незнакомые лица и фигуры, дома и деревья, все все время менялось, меняло размер и форму, словно волны, накатываясь и разбиваясь, откатываясь и исчезая. Они были равнодушны и холодны, но его мечты и надежды светили ему, грели его и согревали волны. Все же долго находиться в воде было опасно — и он выбирался на берег у себя дома или в гостях, он загорал в лучах надежды своей и чужой, и потом снова кидался в спасительную прохладу улицы — чтобы не сгореть.

— Купите, ну купите у меня хоть что-нибудь! Я всего лишь уличный торговец, для меня вы все на одно лицо. Одинаковые люди! Одинаковые люди, купите — хоть что-нибудь. Ни одна ваша мечта не сбылась, вас никто не любит, вы никому не нужны! Купите у меня хоть что-нибудь и верьте, что эта вещь сделает вас моложе или счастливее, поклоняйтесь вещам. Эй, молодой человек! Да, вы! Вы не хотите ничего купить у меня, ну хоть что-нибудь? Купите — пожалеете! Ничто никогда не принесет вам счастья, купите что-нибудь — и вы погрузитесь в удовлетворенное тупое забытье, в очередной раз обманув себя! Плывите сюда!

— Вот... эта открытка — почем она у вас?

— Фотографию этой девушки в синем платье? Должно быть, эта девушка на фотографии напоминает вам кого-то, да? Наверное, ту, что вы любите, да? Так вот, молодой человек, должен вам сказать, что все это — ЧУШЬ! ЧУШЬ! Это фо-тог-ра-фия, вам это ясно, нет? Плоский — блин — кусочек — блин — бумаги! Понятно?

— Вы не хотите продавать мне фотографию?

— Мне надоело продавать те вещи, которые люди не хотят покупать, и покупают только из-за того, что те связаны с их мечтами или фантазиями! Хочу ли я продать? Я не продаю фантазии, я продаю реальные вещи.

— Как хотите. Но, учтите, я могу ее купить у другого...

— Черт! Да заберите ее — бесплатно! На здоровье — берите и гребите! До свиданья. Эх, покупатели, покупатели! Эй, девушка, ну куда же вы, я же здесь! Идите сюда, продайте мне свою мечту за одну из моих безделушек, продайте мне ее за свои собственные деньги! Ну же!

— Солнечные очки, пожалуйста.

— Очки — для солнца — это вы?.. Ну, улыбнитесь!

— Сколько они стоят?

— Вы будете смотреть на солнце? Будете прятать глаза? Вы знаете, такая девушка как вы в этих очках станете еще привлекательней? Но не красивее — нет — вещи не делают людей красивее. Никогда.

— Мне не нравится свет. Я жмурюсь, а от этого появляются морщины.

— В морщинах нет ничего плохого, они придают вашему лицу мудрое выражение. Будьте мудрой — не покупайте их! Кошки вон тоже жмурятся на солнце, но при этом никакого раздражения не испытывают, скорее — наоборот.

— На самом деле мне нужны очки для того, чтобы не быть узнанной, но, конечно, этого я вам не скажу.

— И не надо. Я привык, что люди почти никогда не говорят мне правды. Вот, возьмите... А, молодой человек! Вы вернулись! Вы хотите отдать назад СВОЮ фотографию?

— Нет, я просто увидел девушку в солнечных очках — солнечные очки привлекли мое внимание. Вот она уходит по улице, становится меньше и меньше... вот она исчезает...

— Не смотри! Прекрати! Нет!.. Ну вот, еще один упал... пьяный? мертвый? А сколько их таких еще будет! Ах, покупатели-покупатели!.. Но, стойте, его губы что-то шепчут... Что?

— Цветы, они сорваны и я никогда не видел другие цветы — сорваны и мертвы и закрыты глаза, ты просто снишься, это сны, они закрыты, спят, они закрыты... но вдруг — словно луч света — цветок у лица, и уже не заснешь, лишь жадно протянутся пустые ладони, пустые...

— Ну вот и все: вспышка света — и человека уж нет. Ну зачем надо было всматриваться?! Все-таки с какой легкостью человек может пропасть, и никто ведь о нем и не вспомнит... Что за нелепый мир!.. Эй, люди, кто-нибудь! Идите, купите мой рассказ, купите их все! Купите эту историю! Я заплачу вам... пожалуйста!..

— Извините, это ваши очки?

— Да, мои. Большое спасибо.

Я одел их. Сначала стояла такая темень, что я даже испугался, уж не ослеп ли я. Однако через некоторое время я увидел луч света. Он высветил часть сцены, микрофон и кусок синего занавеса на заднем плане. После того, как занял свое место ударник и два парня и девушка, видимо, обеспечивающие подпевки, в луче света в черном костюме появился солист. Улыбаясь, он произнес:

— За блюдечко молока кошка готова для вас помурлыкать на солнышке чуть. Мы бы хотели исполнить песню "Если ты упала", она посвящается всем девушкам, которых мы знаем и которые знают нас.

Раз-два, раз-два-три, раз...

В едином ритме с ударником парни тихо запели:

— Ночь я, но чья, ночь я, но чья,
Ночь я, но чья, ночь я, но чья...
На фоне их голосов вступила девушка:
— Ночь я, ночь, но чья я ночь?
Ночь я, ночь, но чья я ночь?..
Она замолчала — запел солист:
— Ты не можешь не любить, не петь, не танцевать,
Но это так опасно...
Ты не можешь не жить, но боишься умереть,
Ведь сон — это жизнь, пробуждение — смерть,
А во сне ты так прекрасна!
Но:
Если ты упала,
Крошка, не волнуйся —
Бог тебя поднимет.
Если ты упала,
Крошка, не волнуйся —
Бог тебя поднимет!
— Ночь я, ночь, но чья я ночь?
Ночь я, ночь, но чья я ночь?..
— Он надавит тебе
Молока из звезд,
Он отпустит тебя
Погулять среди теней,
Среди всех наших жизней!..
Так что, — вместе с ним запела девушка:
— Если ты упала,
Крошка, не волнуйся —
Бог тебя поднимет!
Если ты упала,
Крошка, не волнуйся —
Бог тебя поднимет...

Луч света погас, в темноте были слышны только тихие голоса парней:

— Ночь я, но чья, ночь я, но чья,

Ночь я, но чья, но чья ночь я... — последняя строчка произносилась шепотом, почти неслышно, голоса как бы растворились в шорохе, в шуме раздвигаемого занавеса. Когда включили свет, актеры уже стояли на сцене позади группы, взявшись за руки и согнувшись в низком поклоне. Раздались аплодисменты.

— Спасибо, — произнес певец в микрофон, и актеры выпрямились. Группа покинула сцену, актеры вышли на передний план и поклонились вновь, потом отошли обратно и еще раз поклонились. Занавеси задернулись. Зрители начали подниматься со своих мест и пробираться к выходу.

— Еще раз спасибо за очки, — я повернулся к своей благодетельнице.

В тусклом свете ее лицо казалось симпатичным: честное, живое, с широко открытыми глазами; губы с неспециальной иронической улыбкой, тень от короткой челки закрывала лоб — красивое лицо.

— Хотите кофе? Тут рядом. Хотите?

— Не знаю...

— Это не займет больше получаса. Кафе есть прямо тут, в театре... Хотя ведь нет, вы пришли с подругой. Может и ее пригласить?

— Нет, не надо, ее уже пригласили за кулисы. Она знакома с актерами.

— А вы — нет?

— Я недавно здесь. Зачем вам это нужно?

— Ни к чему не обязывающая беседа за чашечкой кофе, только и всего.

Мы встали и вместе со всеми медленно пошли к выходу. Время, необходимое ей для принятия решения. Я шел впереди и, когда мы вышли в вестибюль, где было светлее, чем в зале, обернулся к ней:

— Ну так как? — секунд пять она смотрела на меня — как будто могла меня разглядеть!

— Хорошо...

— Ну и отлично.

Она шагнула на встречу. Я развернулся и вошел в кафе.

Скоро я отыскал свободный столик. Она села напротив меня.

— Вас что-то беспокоит?

— Хозяйка моей квартиры не любит, когда я прихожу поздно.

— Вы студентка?

— Да. Хотя еще с трудом верю в это.

— Действительно, в это сложно поверить. Откуда вы?

— Корабельный.

— Ого! Что же заставило вас, такую молодую и красивую девушку, жившую до этого в таком прекрасном городе, вдруг бросить все и ехать куда-то через всю страну учиться — неужели ваша молодость и красота? Дурацкий вопрос — правда?

— Почему же — дурацкий? Я сама его часто себе задаю.

— Извините...

Мурлыкая себе под нос "Если ты упала", подошла официантка.

— Два крепких кофе, — сделал я заказ, — И еще... у вас остались цветы? Вот и их пожалуйста.

— Цветы? — удивилась моя собеседница.

— На случай если кофе будет слишком сладким, — пояснил я. — Вы не любите цветы?

— Смотря какие...

— Я лично предпочитаю фиалки. Здесь же скорее всего будут розы. Любите розы?

— Да.

— Курите? А я без сигареты долго не могу. Как вам понравилась пьеса? Самодеятельность, правда?

— Не знаю, чем-то она задела меня. То как актеры, читая с листа, меняли голос, как бы только сейчас понимая смысл прочитанного... Мне показалось это... своеобразной искренностью, что ли...

— Конечно, когда читаешь что-то в первый раз...

— В первый раз?

— Ну, скажем так, наши актеры слишком привыкли полагаться на свой талант, чтобы хотя бы раз просмотреть свою роль предварительно... Да, конечно, это придает их игре характерность, но и только. Понимаете, в результате каждый становится актером одной роли. Я вот, например, хоть и был без очков, сразу узнал всех, кто играл.

Поставив чашки и пиалу с лепестками на стол, официантка тут же отошла. Я проводил взглядом ее пушистый хвост и взял в руку чашку.

— Пейте. Очень вкусно, — обратился я к девушке.

— Спасибо, — она отхлебнула из чашки, и тут же ее лицо исказилось, на глазах выступили слезы. Она нагнулась под стол, и я услышал звон падающих монет. Некоторое время она продолжала сидеть так, тяжело дыша. Потом выпрямилась, в нерешительности быстро взглянула на меня исподлобья и снова уставилась в пол.

— Простите... — начала она и закашлялась.

— Ничего. Вот, возьмите, — я протянул ей носовой платок. Вытерев глаза и губы, она вернула его. Еще несколько монет, выпав из платка, закружились и замерли на столе.

— Спасибо, — она продолжала глядеть куда-то вниз.

— Не стоит благодарности, — моя улыбка была понимающей. Она заметила это:

— Это... — она взглянула на меня, и я кивнул. Я знал, что она мне скажет. — Мои родители, они... пока еще никак не могут забыть меня... понимаете?

Моя улыбка стала шире:

— Конечно! Представляю, что было с вами, когда вы только приехали сюда.

Она улыбнулась в ответ — смущенно и с облегчением:

— И не говорите! Комната, учебные пособия... все это так дорого!

Теперь мне лучше всего будет рассказать ей о себе, дать ей время прийти в себя...

Наверх

Время загрузки страницы 0.0012 с.