Литературная сеть — Литературная страничка

Основы творчества

Сергей Костромин

Несколько слов о драматургии

Если Вы решили написать что-нибудь в этом жанре — лучше сразу отказаться от этой идеи. Во-первых, у Вас, скорее всего не получится. Во-вторых, если и получится, то это весьма вероятно никому не нужно.

Что я имел ввиду?

То, что написать что-либо драматургическое возможно лишь очень больному человеку. И болезнь эта — ТЕАТР.

Кроме того, драматическое произведение — никогда не останется только Вашим "детищем". Если этому произведению суждено состояться, то к нему "приложат руку" еще очень много творческих личностей — актеров, режиссеров. И, как показывает жизнь, почти наверняка Вы останетесь недовольны результатом.

Драматургия (от греческого drama — действие) — включает в себя произведения, предназначенные для сценического воплощения. И сколько бы сегодня не говорили о "драматургии для чтения" — это обман, или, если угодно, самообман.

Хороший режиссер, как известно, может поставить и телефонный справочник, и поваренную книгу. Может… Но он всегда несмотря ни на что будет нуждаться в хорошем материале — пьесе или сценарии… А потому драматическое произведение будет жить лишь на сцене или экране.

Вы еще не передумали? Ну не говорите потом, что Вас не предупреждали!

Итак, Вы написали пьесу. Вы уверены, что это так? Наличие диалогов в тексте (пусть даже очень ярких) — еще не пьеса. Авторские ремарки — типа: "В ее глазах он прочитал страдания" — более чем неуместны. Многочисленные советы будущим режиссерам, куда и как должны двигаться актеры на сцене — в туже корзину!

Драматическое произведение, как никакое другое, основывается на определенных принципах существования. Основным из которых является наличие КОНФЛИКТА. Герой драмы вступает в конфликт с миром, обществом, действительностью, самим собой. Борьба, которую ведет герой, не исчерпывает конфликта, а лишь обнажает его масштабность.

В драматургии, при существующей в современной литературе тенденции "слияния жанров", тем не менее, деление на жанры — наиболее очевидно. Трагедия, комедия, мелодрама, фарс, водевиль — абсолютно самостоятельные жанры. И хотя временами они "заходят на территорию друг друга", в конечном итоге они остаются в своих, строго определенных рамках.

Драматическое произведение всегда отличается преобладанием "действия" над "рассказом". А сам текст — своей непременной "произносибельностью", т.е. изначальной ориентированностью на произношение его актером. Поэтому то, что Вы написали должно не только наводить на размышления, оно должно быть легко произносимо со сцены. При этом нельзя забывать о том, что текст должен "заставлять" актера "лепить образ". Такие вот парадоксы.

Кроме того, драма — это всегда ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Поэтому, сколь высоких философских воззрений или оригинальности мышления персонажей Вы не изобразите, главным всегда останется ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ, МЕСТА И ВРЕМЕНИ.

И еще, прежде чем взяться за создание драматического произведения, не помешает ознакомиться с лучшими образцами прошлого. Задумайтесь, как много "повествовательных прозаических произведений", созданных много веков назад, может вспомнить обычный поЧитатель литературы? И в тоже время новые поколения режиссеров во всем мире продолжают обращаться к драматургии Шекспира и Мольера, Лопе де Вега и Корнеля, античным авторам. Пытаются "донести до зрителя" идеи Чехова и Островского. А зритель? Столько лет он во власти магии театра! Наверно — это неспроста… Не помешает познакомиться и с творчеством "революционеров театра" — Сартра и Камю, Ионеско и Беккета, Аполлинера и Арто…

И последнее, прежде чем "начать творить" задумайтесь — настолько ли Вы любите театр, что бы отказаться от привычной и любимой повествовательной прозы? Насколько Вы готовы пожертвовать ИДЕЕЙ ради ФОРМЫ?

Я, конечно, не "открыл Америки" и для многих это "банальные прописные истины". Просто мне захотелось предостеречь "начинающих" и напомнить "действующим" о том, что самый талантливый текст "не пронизанный духом театра" останется лишь текстом. Напомнить, быть может, в первую очередь самому себе…

2 марта 2003

Наверх

Время загрузки страницы 0.0001 с.