Литературная сеть — Литературная страничка

Статьи

Владимир Усольцев

Из письма другу...

Так уж получилось, что я вынужденно оказался на чужбине. Связей с Родиной, к счастью, не теряю и обмениваюсь с друзьями письмами "по-мылу". В одном из писем, отправленном с попутными электронами в далекую Сибирь, родились любопытные мысли, которые можно было бы использовать в непрофессиональной литературоведческой дискуссии о сетевой литературе. Памятуя, что всякое улучшение чревато радикальным ухудшением, я решил вырвать из письма блок тех самых мыслей и запустить его в качестве своего скромного вклада в дискуссию в неискаженном, первозданном виде.

"... Вот ведь какая история получается. Еще совсем недавно, боясь лопнуть от распиравшего меня давления, я начал писать автобиографические рассказы, кои должны были то опасное давление стравить. В лихорадочном темпе, побив, наверное, все рекорды по скорости написания, я сотворил целую книгу "Рассказов ученого бакалейщика". По ходу писания сама собой родилась и форма — мемуарный рассказ неизвестного современника. Согласись, что звучит красиво и вполне литературоведчески. Я не думал публиковать свои скромные опыты, понимая, что они — неуклюжи и могут быть интересны лишь содержанием, которое можно будет когда-нибудь потом с помощью какого-нибудь литературного профи перекомпоновать и облагородить. А если еще и приврать, то, может быть, из них и получится типичное чтиво для широкой публики. Сегодня же я с изумлением вижу, что родившиеся в горячке рассказы не желают подвергаться ревизии, перекомпоновке, облагораживанию и, тем более, пластической операции с впрыскиванием украшающего силиконового вранья и начинают жить самостоятельно...

...Все, что я написал за месяц, удалось в течение двух месяцев освободить от груза бессчетных опечаток и ляпсусов — типично компьютерных явлений, немыслимых при писании на бумаге. И рассказы мои отреагировали на это с благодарностью. А когда я спрятался за своим изумительно красивым псевдонимом ( разве я не прав?) и изменил имена персонажей, кои все — реальность, то рассказы мои вообще почувствовали себя от меня независимыми. Сейчас я поясню, как это проявляется. Я начал размышлять, что следует переставить местами, на что акцентировать главное внимание, что добавить, что убавить, как приукрасить. Представь себе: при всей моей богатой фантазии, я ровным счетом ничего не смог вымыслить. Излившиеся из меня рассказы пожелали остаться такими, какими они родились. Я был обескуражен и возмущен, но ничего не поделаешь — мне пришлось сдаться...

... Блуждая по интернету, обнаружил я любопытное явление — литературу бесконечного множества самопальных авторов, самовыражающихся на конечном, но уж очень большом множестве так называемых литературных сайтов. Боже ж ты мой! Это — просто океан бреда и пошлости. Но мне в очередной раз повезло. Хоть и мала вероятность наткнуться в этом океане мути на незамутнённые воды, я наткнулся. Могу и тебе порекомендовать интересного автора, открывшего мой жанр еще до меня. Звать его Сергей Литовкин. В интернете ты его легко найдешь. Благодаря ему, рискнул и я податься на люди и запустил свои первые рассказы в "Снежный ком".

Волей-неволей стал я просматривать один литературный сайт за другим. И представь себе, нет-нет, да и попадется что-нибудь стоящее. Особенно стихи. Никогда бы не подумал, что столько у нас любителей поэзии. Поэтов в интернете намного больше чем прозаиков. Один из сайтов показался мне вообще интересным по концепции. Называется этот сайт "Литературная страничка" (www.literpage.narod.ru). Его редакция заявила: "Современная литература существует!", имея ввиду не признанных мэтров, а именно самопальщиков из интернета, из коих кто-нибудь когда-нибудь может быть и станет мэтром. Я подумал-подумал и согласился. Есть Литовкин, взялся за перо и я — значит, современная литература действительно существует.

Рассматривая этот немыслимый во времена не то что Пушкина, а даже зрелого Войновича феномен, я, как и подобает бывалому естествознателю, задал вопрос: "А зачем люди пишут?". За себя могу ответить: "Чтобы спастись от неизбежного взрыва, если не писать". Зачем пишут остальные толпы, наполняющие этот интернетовый океан мутью, не знаю. Сколько денег заработает телефонная компания за время моих блужданий с противогазом по этой мути, чтобы продраться к чему-нибудь стоящему! Наверное, эти горе-опусы заказывают телефонисты, чтобы увеличить свои заработки. Ну вот только один пример. У одной дамы, ставшей победительницей какого-то конкурса (!) "Литературной странички" и гордо носящей в списке авторов зеленую звездочку рядом со своим литературным именем, я в первых четырех строчках насчитал пять ошибок. Дальнейший счет стал просто невозможным, потому что неправильным было все. Дама, похоже, никогда не слышала о знаках препинания, точнее о правилах их расстановки. Я специально не употребляю слово "синтаксис", а то она подумает, что это — одна из форм серьезной венерической болезни, и увидит в этом безнравственный намек. Но, представь себе, эта дама еще безвредна. Есть примеры похлеще, где тебя иногда и без ошибок ошарашат таким нецензурным кредо, что завянут не только уши. Но это на других сайтах, слава Богу.

И тем не менее, современная литература существует! Я научился выглядывать обнадеживающие произведения издалека по косвенным признакам. Иногда это и вправду помогает сократить время поиска. Иногда наткнешься на что-нибудь случайно. Аккурат сегодня появился новый автор на "литераурной страничке" — Татьяна Коваленко. Не какой-нибудь "qwerTve45" — подобных псевдонимов на интернете масса; сам можешь себе представить, чего от такого умельца можно ждать. Я просто таял душой, когда при беглом прочтении мой строгий взгляд выявил лишь одну ошибку. Для интернета это — уже практически абсолютный рекорд. И рассказик ее был прелестный — про любимую кошку. Кошка, правда, удивила меня какими-то некошачьими наклонностями к поеданию кустарников. Ты не слышал, едят ли кошки, как зайцы, кору? Но Бог с ней, с корой. Все равно приятно. Татьяна Коваленко убедительно доказала, что кошку свою она любит, написала о ней с душой и вполне занимательно. Такая зарисовка из жизни вполне годится в современную литературу.

Я недолго размышлял над тем, почему в интернете авторы словно соревнуются, кто из них безграмотнее. Мне стало быстро все ясно. Не хватит никаких редакторов, чтобы блокировать безграмотные шедевры и возвращать их назад, как школьные тетрадки с пометками красными чернилами. Да и красных чернил не хватит. Остается одно — призвать самопальных авторов не спешить сразу после излияния души нести свои опусы в интернет, а потратить какое-то время на исправление ошибок. Лучше всего это делать, распечатав тексты. Ошибки виднее становятся. Если же непонятно, что такое ошибка морфологическая или ошибка синтаксическая, то есть смысл вначале запастись учебником русского языка и пару месяцев над ним посидеть. Я, кстати, собираюсь именно с этого начать. Оторвался я от родной среды, и уже не помню твердо, что через что пишется, и не всегда я уверен в расстановке тех самых коварных запятых... И еще, по себе вижу, что прополка рассказов после их выплескивания из души ими только положительно воспринимается. Тогда им и жить самостоятельно хочется...

Но не только авторы вызывают оскомину. Многие литературные сайты, организованные лучшими паутинных дел мастерами, не позаботились о сохранении формы размещаемого текста. Как бы автор ни старался скомпоновать текст, разбивая его на логические составляющие, прежде всего, абзацы, вводя курсив для пущей ясности и прибегая к прочим полезным штучкам, на большинстве сайтов все буквы переплавят и выплюнут их сплошной чередой, хорошо хоть с соблюдением последовательности. А читатель бедный должен мучиться. Так и получается, что океан интернетовой литературы изначально самими смотрителями маяков взбаламучивается. Пожалуй, только "Снежный ком" уважает своих авторов и читателей.

...В остальном у нас все хорошо, наводнение нас не затронуло..."

Наверх

Время загрузки страницы 0.0001 с.