Литературная сеть — Литературная страничка

Статьи

Лев Вишня

Деструкция (или как ловить истину в «болоте» виртуальных иллюзий)

Ровно год назад мною была написана статья «Технология написания виртуальных произведений». Главным тезисом этой статьи было: виртуальная реальность есть главный автор в пространстве виртуальной литературы и именно она создает самые сильные и убедительные по содержанию произведения. Подробней об этом механизме будет сказано в статье «Психология виртуального пространства».

В данный момент остановимся на следующих пунктах (направляющих):

1. Виртуальная литература по своей природе является «агрессивной средой».

2. Интернет обладает феноменом разложения, расщепления личности, и поглощения ее самим виртуальным пространством.

3. Как следствие деструкция «виртуальной» личности, выражающаяся в «разкультуривании» и «нигилизме» становится некоторым защитным механизмом личности от ее поглощения виртуальным пространством.

Итак, что представляет собой «виртуальная литература»? В настоящий момент это бесчисленное, почти беспорядочное накопление всех возможных вариантов проекций интерактивного сознания. Это «Вавилон» в котором сталкиваться личности самых разных взглядов, образования, уровня культуры и воспитанности. И при этом каждая личность вынуждена одевать «маску личности», которая и является некоторым виртуальным образом данной персоны в виртуальном пространстве. «Маска личности» — есть некоторая «обезьяна личности». Но, нося некоторую «маску» в виртуальном пространстве, человек в реальной жизни все равно остается самим собой. У Пьера Булля есть роман «Планета обезьян». Сюжет романа заключается в том, что человек оказывается на планете где нет людей, а присутствуют в качестве разумных обитателей мира обезьяны. Впринципе любой человек, вошедший в виртуальное пространство, видит перед собой «планету обезьян», а точнее некоторое пространство индивидуальных интерактивных образов, создаваемых людьми, в качестве необходимого инструмента общения в виртуальном пространстве. Этот феномен конечно можно сравнить и с карнавалом в Венеции, однако, нужно всегда помнить, что из-за феномена определенного отсутствия физического контакта и невидимости невербальной реакции человека на реплики оппонента, в условиях самой обыкновенной вседозволенности мир виртуальной реальности будет всегда оставаться агрессивной средой по отношению к личности. Так что образное сравнение «планета обезьян» (агрессивная среда) на мой взгляд, здесь гораздо более уместно.

«Обезьяны», точнее некоторые индивидуальные образы, создаваемые людьми в виртуальном пространстве, есть вся та информация, которую человек оставил о себе в Интернете, кроме непосредственно самих творческих произведений. Эта «обезьяна» начинается с «ника» автора, включает в себя все, что он о себе говорит и завершается всеми его постингами и репликами на форумах в чатах и по «айсикью». В этой ситуации, чем правдивей и точней будет информация, которую оставляет о себе человек, чем искренне и естественней он будет вести себя в виртуальном пространстве, тем меньше будет его «обезьяна» и больше именно ЛИЧНОСТЬ. И далее возникает вопрос уже отношения к самой личности, вылезшей из-под маски «обезьяны». Не всегда эти личности оказываются симпатичней самых оголтелых «обезьяньих» масок. Чем сильнее самолюбие личности, тем меньше она оставляет именно «обезьяньего» облика, и тем меньше она шифруется под анонимными никами, а также псевдонимами. Тем не менее, оголтелая впершаяся в виртуальное пространство ЛИЧНОСТЬ, этакое разнузданное поглощенное собой самолюбивое эго, личность разворачивающаяся в виртуальном пространстве как слон в посудной лавке, в сто раз хуже любой «обезьяны».

Три главных правила общения в Интернете: внимательность, деликатность и осторожность. Самая сильная реплика не самая длинная и «гневная» или «многословная» и «пылкая», а самая точная, спокойная и уверенная. Принцип диспута защищает автора от скандала, и позволяет отфильтровать критику, выбрав ее содержание. Принцип истерики защищает автора от собственного срыва в момент откровенного психоза оппонента. Эти два принципа и противостоят деструкции личности в виртуальном пространстве.

ЛИЧНОСТЬ индивидуальна, маска личности — «обезьяна» также индивидуальна. Чем сильнее личность, тем меньше ей требуется оставлять в пространстве своей «обезьяны». Корректный и внимательный человек в реальной жизни останется таким же корректным и внимательным в виртуальной. За корректностью и вниманием к другим скрывается точное понимание психологии людей и собственная уверенность. За «обезьяним» обликом скрывается слабость и неуверенность. Вся агрессия «обезьяны» — есть ее защитный механизм, от агрессии виртуальной среды. А раз так, то совсем не обязательно на агрессию «обезьяны» отвечать собственной агрессией. Достаточно уметь вести диспут, думать о своих оппонентах, прежде всего.

Хочу отметить, что скандалы уничтожают, прежде всего, самих скандалистов. Сначала уничтожают морально перед лицом коллег (собратьев по самиздату), затем и физически (сжигают изнутри). Феномен скандалиста заключается частично в том, что он в какой-то момент утрачивает связь с реальностью и оказывается в собственном "сказочном" мире.

Склочники это крайняя степень скандалиста — люди безответственные и инфантильные в своем отчаянии.

С определенного момента начинается деструкция личности склочника — его самоизоляция и самоуничтожение.

Только понимание содержания литературного процесса и чрезвычайная внимательность к оппоненту делает из «обезьяны» личность. Таким образом «принцип диспута», как средство ведения нормальной дискуссии на любом литературном уровне становиться априорным для любого автора вышедшего в сеть.

Наверх

Время загрузки страницы 0.0002 с.