Литературная сеть — Литературная страничка

Сборник «Южный город»

Сборник "Южный город" (Одесса)

В Одессе продолжает издаваться литературно-публицистический книжный сборник "Южный город".

Гл. редактор — докт.филолог. наук, член АРС (Академия Российской Словесности) В. Сердюченко
Редакторы — Ю. Вязовский., П. Мацкевич
Коммерческий директор — П. Мацкевич




Предисловие ко второму сборнику "Южный город"


Если стремиться к божественной гармонии,
может, и нам что-то удастся.
Степан Химочка.

Творчество — общий критерий человеческой деятельности и потому наднационально. Но творчество все-таки инструмент. Спору нет, инструмент единственный. Но процесс должен иметь цель. Бессмысленное движение не существует изначально.

В предыдущем сборнике мы поднимали вопрос о взаимоотношении редактора и писателя. В предложенном сборнике мы пытаемся обратить внимание на несколько очередных вопросов:

К какой цели стремится творчество? И может быть единственный ответ — к истинной культуре. К культуре в ее высшем проявлении, как неотъемлемой части человеческой сущности. Творец, создавая человеческий род, вложил в него эту абсолютную сущность — он создал человека по своему образу и подобию. Это — цель, но Господи, как тяжко быть Богом!

Не сомневаюсь, что это утверждение вызовет ухмылки делателей суррогата, который сейчас выдается за культуру.

Рассматривая творчество, как наднациональный инструмент по формированию общечеловеческой культуры, нельзя забывать, что само творчество тоже должно быть "чистым", поскольку иначе и возникает постоянный фантом — суррогат культуры.

Но как выделить истинное творчество?

Человечество прошло долгий путь, обозначая вехами непреходящие ценности единственно культуры. Попытки искривить понимание ценностей никогда не были сколь серьезно продолжительными, поскольку поступательное движение представляет собой вектор. Как ни стараются "выпендриться" отдельные индивидуумы, суть лишь в том, что бы добиться хоть временной, но славы (пусть и славы Герострата). С настоящим творчеством и естественным его апофеозом культурой, это не имеет ничего общего.

История человечества — склад всяческих извращений, в первую очередь духовного мира, иначе говоря — извращений культуры. Но как же можно определить истинное творчество, а вместе с ним и культуру?

Прием, которым пользуются, очень прост — "искусство завтрашнего дня". Это — главный прием шарлатанов в искусстве.

Если говорить об идеологии серости, так вот — это один из аргументов, почерпнутый ею из исторического прошлого культуры, когда некоторые ценности занимали достойное место, извлеченные из небытия.

Но много ли таких примеров? Опираться на утверждение, что бездуховность — "культура завтрашнего дня", все равно, что уподобляться наркоману. Человек, употребивший наркотик уверен, что он равен талантом Гойя, Ван Гогу и т.д., не беря в расчет что то, что положено Юпитеру, то не положено быку.

Тем не менее, навязывать, именно навязывать современникам какие-либо "культурные" ценности было принято всегда — дескать, потомки разберутся, а почет и деньги нужны сейчас.

И вот, согласно собственным понятием о красоте, стало тиражироваться лишь то, что отвечает вкусам серости — низменность и животность в первую очередь. А все остальное, как и положено безродной формации — серости, выбрасывается вон, под крокодильи слезы по "упадку культуры" и вопли по ее возрождению, т.е. рекламы своих вкусов. Не надо быть пророком, чтобы понять, что бессмысленно хоронить истинную культуру. И хотя сама культура имеет свыше 250 определений, разговор можно вести лишь о смене идеологии, причем весьма временной.

Заметим,что утверждения о смерти культуры произносятся всю историю человечества. И потому ясно, что временное извращение общечеловеческих ценностей наиболее ярко показывает пути, по которому эти ценности будут восстанавливаться.

Вот,вкратце, один одно из критериев определения истинного творчества — оно должно представлять психологию предмета — нести в себе багаж не только голого созерцательного или информационного факта, а уметь высказать и проанализировать то глубинное чувство, что привело к этому факту. А вот средства, которые избираются для этого — и есть как признак, так и степень таланта.

Новый (уже 2-й сборник "Южный город"), как раз и демонстрирует тот исток, который питал само создание Одессы, Южно-Русское Товарищество художников, вылился в понятие Южнорусской школы и полноценно функционирует по сей день.
Имя этому неиссякаемому истоку — творчество.

Именно потому и предложил один из составителей сборника Юрий Игоревич Вязовский его структуру, которая сама по себе наглядно демонстрирует, что нити творчества из прошлого времени, проходя через настоящее, тянутся в будущее.

Наверх

Время загрузки страницы 0.0002 с.