Личность автора и произведение

Разные темы о литературе
Ответить
Lancelot
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:34

Личность автора и произведение

Сообщение Lancelot »

Какое значение для вас имеет личность автора? Как сильно, знание биографий писателей(поэтов) влияет на ваше восприятие их творчества?
Мир прекрасен. Это-то и грустно. С. Лец
Vislipuzli
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 фев 2008, 00:11

Сообщение Vislipuzli »

Никак. Еще обращаю внимание на место жительства и год написания иногда - чтобы четче представлять, откуда могут браться несоответствия или тонкие нюансы, но на этом, пожалуй, все. Текст говорит сам за себя.
Аватара пользователя
Mik
Доброжелатель форума
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 03 фев 2007, 12:52
Откуда: Msk
Контактная информация:

Сообщение Mik »

Честно говоря, довольно слабое. Да, общие знания иногда помогают лучше разобраться в некоторых нюансах текста, но я соглашусь с Vislipuzli, текст должен говорить сам за себя. :D
Литература - наш общий дом! (© litnet.ru)
карамелька
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 апр 2008, 22:26

Сообщение карамелька »

Биография любимых авторов мне интересна, конечно.
Но никак не влияет на восприятие его произведений.
Зато интересно проследить как личность влияет на книгу и сюжет. Ведь чаще всего описываемые события это кусочки жизни писателя, реальной или духовной. Интересно как меняются произведения с возрастом, как на них отражается прожитый путь автора. Или найти в произведении отражение жизни его создателя, угадать и где-то домыслить...
Ну и вообще, как же можно не заинтересоваться личностью написавшей выдающееся произведение?Его судьбой?
arishka
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 14:58

Сообщение arishka »

Произведение - отражение состояния личности автора в момент создания. Биография - это дургое.
всегда верьте в лучшее
НатэллаСорэ
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2008, 16:50

Re: Личность автора и произведение

Сообщение НатэллаСорэ »

Для меня личность автора имеет огромное значение, иначе, читая его книги, я буду лишь проецировать собственные умозаключения на его мир, с которым не знакома. Кто-то из литературоведов говорил о «туннеле реальности». Так вот, зная диалектику душевных переживаний автора, изломы судьбы, способ видения мира, отношение к тем или иным вещам, я могу быть в его «туннеле реальности» не чуждым и неприглашённым гостем, а читателем, который стремится постичь произведение изнутри. Факты биографии, дневниковые записи, опубликованные письма позволяют нам понять, на каком языке говорил этот человек, какая система ценностей была им обозначена; вы же понимаете, что «вавилонская башня» никуда не денется: два разных человека понимают совершенно разные смыслы в словах «Бог», «свобода», «любовь» и если мы не сумеем воспринять особый язык символов и значений автора, мы не приумножим понимания. Особенно это касается трудов философов, - человек, ознакомившийся с биографией, имеет огромное преимущество. Вспоминается Иосиф Александрович Бродский, который вообще не отделял автора от его творчества, воспринимая их как нечто Целое. Когда я прочла об этом в одном из интервью, мысленно отметила, что в этом мы схожи. Как раз сейчас читаю «Триумф зла» графа Эрика Стенбока, шведского аристократа, эксцентрика, друга Обри Бердслея и покровителя художника-прерафаэлита Симеона Соломона. Меня заинтересовало следующее: «Стенбок жил в мире грёз, выбирался из дома только по ночам и не расставался с деревянной куклой, которую считал своим сыном. Он умер в первый день суда над Оскаром Уайльдом, и почти все экземпляры сборников его стихов и прозы были уничтожены родственниками после его смерти». Далее, точно так же я была увлечена поэзией Данте Россетти, узнав об эксгумации. Это история, это определённая энергетика событий, которая оставляет неизгладимый след. Легендарный чешский писатель Йозеф Вахал был прежде всего интересен мне как личность, многогранная и мистическая, и только после этого я приступила к изучению его творчества. Как правило, о Чарльзе Буковски отзываются чуть ли не как о пьянице, бабнике и дебошире, чей цинизм проистекает не от большого ума; мне интересно, что стало бы с мнением этих людей, ознакомься они с его «Дневником последних лет жизни»; думаю, причины и следствия стали бы чётко различаться и поверхностные выводы больше никого не смущали. Даниил Хармс. Фигура эпатажная и противоречивая. Даже не буду упоминать, что принято говорить об этом человеке. Поинтересовавшись его биографией, многое встаёт на места. Таким образом, для меня личность автора имеет огромное значение и, повторюсь, я схожа с Бродским своим отношением к «неотделимости» личности от творчества.

Вы пишите, что личность автора никак не влияет на восприятие его произведений. Я не верю. Либо это проблема самого восприятия. Представим, что вы читаете строки того или иного писателя о Боге. если вы не знаете, ЧЕМ/КЕМ ИМЕННО Бог был для него, как он ему представлялся, вы прочтете лишь тот смысл, что сами вкладываете в понятие Бог. Вы будете в его "туннеле реальности" случайно забредшим путником, у вас не выйдет сотворчества, а ведь чтение - это, своего рода, соучастие, как говорила Цветаева (могу ошибаться, приписав цитату именно ей, память способна подводить) Как вы полагаете, откуда берутся все эти бесчисленные исследования, комментарии к произведениям? И что самое замечательное во всём этом (и одновременно нелепое): комментарии отражают что угодно, только не мир автора. они могут быть комментариями к мыслям, жизни самого комментирующего. пока последний не заговорит на языке писателя, он будет обречён писать только о себе.
Меркушев Виктор
Почетный писатель форума
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Личность автора и произведение

Сообщение Меркушев Виктор »

Кто-то сказал, что для того, чтобы любить художника лучше его не знать. Мне совершенно не хочется знать, что поэт и философ Владимир Соловьев пил скипидар, дабы черти не могли залететь к нему в рот, символист Александр Добролюбов красил стены комнат, в которых жил, исключительно в чёрный цвет, а Лев Толстой ездил верхом на зяте. Недаром Блок так невысоко ценил творения коллег, ибо хорошо знал их всех. Процитируем Александра Александровича: «Литературная среда смердит. Брюсову всё ещё не надоело актёрствовать, делать мелкие гадости. – Мережковские – хлыстовщина. …Все ближайшие люди на границе безумия, больны, расшатаны. Ремизов, Гершензон – все больны… Талант пошлости и кощунства у Есенина. … У Алексея Толстого всё испорчено хулиганством, отсутствием художественной меры…» Как-то после такого знания тянет на свежий воздух, походить, подышать, книжек не читать…
gansas
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 15 окт 2008, 23:31
Откуда: Россия
Контактная информация:

Re: Личность автора и произведение

Сообщение gansas »

Лично я не сильно стремлюсь попасть в чей-то "туннель реальности". Зачем? Книга для меня - не средство проникнуть во внутренний мир другого человека (автора произведения), а внести что-то новое в свой.
arishka писал(а):комментарии отражают что угодно, только не мир автора. они могут быть комментариями к мыслям, жизни самого комментирующего. пока последний не заговорит на языке писателя, он будет обречён писать только о себе.
В том и ценность этих комментариев.
НатэллаСорэ
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 окт 2008, 16:50

Re: Личность автора и произведение

Сообщение НатэллаСорэ »

То есть, иными словами, туннель реальности автора и его личность вас совершенно не интересуют, а вот личность комментирующего представляет для вас интерес? для меня книга тоже не средство проникнуть во внутренний мир писателя, но это не значит, что я буду им пренебрегать. Творческий человек мне интересен в целом, включая все «охи-ахи», издаваемые критиками и читателями, реагирующими на его пороки, выверты сознания и отклонения от «нормы». Возвращаясь к Иосифу Александровичу, приведу его слова: «Если мне нравятся чьи-то сочинения, мне неизменно оказывается симпатичен и сам человек. По-другому просто не бывает. Скажу вам больше: предположим, я узнаю, что писатель NN мерзавец. Но если он пишет талантливо, я первый попытаюсь найти его мерзостям оправдание». Я же буду вторым. Если Бродский проникался симпатией к пишущему, основываясь на его творчестве, то в моём случае уместен и обратный порядок: если мне интересна личность пишущего, я заинтересуюсь и тем, что он делает.
Если ценность комментариев в том, что они "отражают что угодно, только не мир автора", и являются, по сути, комментариями к мыслям, мирам, ощущениям самого комментирующего, то я шокирована. не лучше ли таким комментаторам сесть за автобиографию, нежели браться за анализ произведений тех, через чьё творчество они говорят о себе самих?
gansas
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 15 окт 2008, 23:31
Откуда: Россия
Контактная информация:

Re: Личность автора и произведение

Сообщение gansas »

НатэллаСорэ писал(а):То есть, иными словами, туннель реальности автора и его личность вас совершенно не интересуют, а вот личность комментирующего представляет для вас интерес?
Не личность, а реакция человека на произведение, какие мысли и переживания оно вызвало. Сам автор уже высказал всё, что хотел, в своей книге.
НатэллаСорэ писал(а):Творческий человек мне интересен в целом, включая все «охи-ахи»
Мне - нет. Что я получу из этого? Пример для подражания (полезную пищу для размышлений из биографий поэтов/философов мне как-то не доводилось пока что получать)? Мне уже не 5 лет, у меня свои ценности и идеалы в этой жизни, я не хочу обезьянничать и подстраивать свою жизнь под кого-то.
НатэллаСорэ писал(а):«Если мне нравятся чьи-то сочинения, мне неизменно оказывается симпатичен и сам человек. По-другому просто не бывает. Скажу вам больше: предположим, я узнаю, что писатель NN мерзавец. Но если он пишет талантливо, я первый попытаюсь найти его мерзостям оправдание»
Утрируя: Гитлер писал хорошие картины, давайте поищем оправдание его концлагерям? Оно есть, и уверяю вас, мы его с радостью найдём, если захотим. Стоит ли? Не полезнее ли признать, что гений и злодейство - всё-таки иногда родня, а не пытаться навешивать маски?
gansas писал(а):не лучше ли таким комментаторам сесть за автобиографию, нежели браться за анализ произведений тех, через чьё творчество они говорят о себе самих?
Хороши мемуары: "История моей жизни. О том, как я прочитал книгу NN и какие выводы из неё сделал". Вы будете их читать? Я - нет.
AGK
Почетный писатель форума
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 14 окт 2008, 01:56
Откуда: Липецк

Re: Личность автора и произведение

Сообщение AGK »

На мой взгляд нет причин для антогонизма,да и спор по-существу беспредметен,поскольку от субъективности восприятия спастись так или иначе не удастся. Чтобы верно оценить произведение в общеконтекстуальном плане,быстрее и легче подобрать нужный ключ "авторским шифрам",коих бывает в изобилии,безусловно необходимо обратиться к личности писателя,рассмотреть основные вехи творческого и жизненного путей(пример Томаса Вулфа с учетом вышесказанного весьма показателен),но надев чужую рубашку,мы вскоре непременно поймем,что своя-таки к телу много ближе и с упоением кинемся искать дополнительные скрытые смыслы,смыслы "личные",наполняющие-созидающие внутреннюю ВСЕЛЕННУЮ каждого из нас,а не найдя таковых,просто отложим книгу в сторону и с большой долей вероятности благополучно забудем. Ибо ЛИТЕРАТУРА-всегда улица с двусторонним движением. Иными словами,став на какое-то время автором(через изучение биографии в том числе),мы заставляем точно также его стать каждым из нас в отдельности,и если этому взаимному перевоплощению что-то мешает быть,то ни автору,ни его книгам в нашей жизни долго не задержаться. Что поделать,любви не случилось.К чему я всё это? Да к тому,что правы все-и те,кто пребывает в вечном поиске"личного"(зачем мне авторская Вселенная,когда и своя не хуже.И это может оказаться правдой; вспомните про Г.Х.Андерсена,и те,для кого открытие чужой Вселенной необходимое условие развития собственной(я сам принадлежу к последним) Да и все мы по большому счёту,перекликаясь в форуме,путешествуем по бескрайним ВСЕЛЕННЫМ друг друга.Извините за пафос конечно.но разве не так?
Ответить