Страница 1 из 1

Литературные самиздат-ресурсы в Интернете

Добавлено: 16 янв 2008, 04:59
Admin
Что ж, предлагаю обсудить самиздат-ресурсы литературного рунета.
Попробуем пойти по пунктам.
Что такое самиздат-ресурс (проект, сайт)?
Обычно так принято называть сайт, где любой автор может свободно и беспрепятственно разместить любой свой текст, используя технические возможности сайта. Произведение размещается сразу или после того, как его просмотрит модератор на соответствие каким-то принятым на сайте нормам. При этом модерируемые проекты иногда относят к самиздат-ресурсам, а иногда - нет.

Каковы примеры самиздат-ресурсов?
Наиболее известны - стихи.ру и проза.ру.

Кто читает произведения на литературных самиздат-сайтах?
Специфика этого сегмента литературного рунета такова, что читателями выступают те же авторы, привлекающие других авторов "зайти в гости", т.е. происходит взаимный обмен посещениями. Если система имеет рейтинг, то иногда бывают и независимые читатели (не писатели), которые читают интересные им произведения. Таких читателей немного.

Какая польза от самиздат-ресурсов?
Как минимум, можно выделить четыре очевидных плюса у самиздата:
1. Самиздат обеспечивает реализацию человека, позволяя ему удовлетворять потребность в славе или тому подобном.
2. Самиздат позволяет взглянуть на свое произведение "со стороны". Большинство писателей согласится, что написанное произведение выглядит уже немного иначе, когда оно опубликовано.
3. Хорошие самиздат-ресурсы заменяют собой литобъединения, ходить в которые есть возможность не у всякого человека. При достаточной активности автора, он получит в качестве критики весь базовый набор правил, известных всем, кто посещал ЛИТО.
4. Самиздат-ресурсы создают среду общения, в которой могут формироваться клубы по интересам. Особенно это характерно для крупных проектов. Там никто не знает всех участников, но есть небольшие группы, которые постоянно общаются в рамках проекта.

Какие есть минусы у самиздат-ресурсов?
1. Самиздат-ресурсы - это "братская могила" для размещенных там текстов. Потенциального читателя просто пугает цифра в несколько тысяч или десятков тысяч авторов, самостоятельно размещающих свои тексты, поэтому большинство читателей избегает самиздат-ресурсы.
2. При достаточной активности в рамках таких проектов можно упереться в потолок - и перестать развиваться, поскольку верные для ЛИТО правила хороши на начальных этапах обучения, дальше они начинают мешать, а большинство "критиков" на самиздат-ресурсах по уровню не ушли от ЛИТО, а нередко даже не полностью освоили правила, разъясняемые ЛИТО.
3. Склочность и скандальность. Это довольно характерно для многих самиздат-ресурсов. Избежать проблематично.
4. Рейтинги всегда можно накрутить. Поэтому интересные произведения нередко не попадают в первые ряды, соответственно ориентируются все на довольно посредственные вещи.
5. Массовое одобрение имеет, пожалуй, преимущественно, бульварное чтиво, однако на самиздат-ресурсах принцип рейтингов чаще всего построен на массовости.
Наверное, можно и еще привести примеры недостатков самиздата, они есть. Многие новые самиздат-проекты с большей или меньшей успешностью стараются бороться с этими известными, в общем-то, проблемами. Возможно, когда-нибудь удастся их решить, в чем я лично сомневаюсь.

Собственно, это первое приближение. По ходу обсуждения, буде такое получится, возможно, будет и еще что-то добавить.
У кого какие мысли по самиздат-ресурсам литературного рунета?

Добавлено: 17 янв 2008, 09:11
Меркушев Виктор
Да, здесь ни добавить, ни убавить – всё верно. Однако можно представить и свой личный опыт как читателя, а это не менее важно. Интернет ресурсы – хорошая вещь, но для меня всё же удобнее книга, в Интернете можно составить лишь определённое представление об авторе, но получить эстетическое удовольствие от чтения, пожалуй, нет. Возможно, мне трудно победить в себе стереотип восприятия, я, всё-таки, художник книги и её издатель, но, знакомясь с литературным произведением в Интернете, мне трудно почувствовать его художественность, многие эмоциональные моменты и то, что внутренне акцентуируется автором как важное, иногда остаётся за скобками, не осмысленное и не принятое. Почему так происходит, я не знаю, но не случайно же вы в издательство или толстый журнал приносите напечатанный текст 12 кеглем. И ещё одно читательское замечание, имеющее, скорее всего, субъективную основу: в Интернете сложно останавливать чтение и возвращаться к прочитанному, что мне, как читателю со стажем, просто необходимо для того, чтобы понять и прочувствовать вещь. Тема интересная и, вероятно, придётся к ней вернуться, поскольку это всего лишь несколько случайных мыслей, сразу же после её прочтения.

Добавлено: 22 янв 2008, 09:59
Меркушев Виктор
Собственно, нового в этой ситуации ничего нет. Девятнадцатый век, вплоть до «перестройки» Александра Второго имел свою особую литературную среду, являющуюся также и средой виртуального общения – через альбомы, об этом подробно желающие могут узнать из книги А.Корниловой, посвященной этой культуре, когда неподцензурная печать являлась редкостью. Зато позже, когда грамотность перестала быть отличием исключительно дворянства, возник иной тип творческой самореализации. Степняк-Кравчинский хорошо описал это время – время последней четверти века девятнадцатого, время возникновения многочисленных типографий, выпускавших десятки тысяч изданий, с вымышленными именами, вымышленными выходными данными. Это были гектографические, литографские брошюры и книги, листовки и газеты штифтового набора. Нельзя сказать, что всё это было политической литературой, множество книг были исключительно литературного свойства, эта среда и создала предпосылки прихода Серебряного века. Я выделяю эти издания из тысяч и тысяч иных книг, исключительно по причине непрохождения их через сито Цензурного комитета. Это продолжалось вплоть до тридцатых, хотя и тут можно выделять особо разные модели творческого самовыражения. Если вы возьмете какое-нибудь периодическое издание конца двадцатых, первое что вас удивит это читательская активность и то, что стиль и характер этих заметок и полемики очень напоминает наши форумы в Интернете. Потом была культура стенной печати, рабкоров, которые себя особо проявят в шестидесятые, когда расцвела заводская печать и радиовещание. Местные таланты реализовывали себя, используя уже эти предоставленные им возможности. Я в своё время, уже в восьмидесятые, работал с газетой «Трудовое знамя», предоставляя печатное поле заводским самодеятельным литераторам. Сейчас появилось иная возможность – Интернет-ресурс. Честно говоря, принципиально – ничего нового. Книга, в отличие от самостийной публикации, представляет целый комплекс необходимостей, без которых невозможно серьёзного отношения к тексту, написанного автором. Не говоря уже о том, что ваше творческое «я» исчезнет в тот самый момент, когда какой-нибудь Вася выключит рубильник.

Добавлено: 05 фев 2008, 00:38
Vislipuzli
Все коротко и полно. Также согласен с Виктором Меркушевым - это и не ново.

Добавлено: 05 фев 2008, 02:07
Mik
Меркушев Виктор, согласен с Вами, интернет-журналы по своей сути должны выступать сборниками, на основании которых можно сделать вывод о том или ином авторе. Если автор интересен, то его уже стоит искать в более удобной для осмысленного чтения форме. Мне лично было бы сложно читать объемные тексты с монитора, поскольку я интересные моменты отмечаю в блокноте цитатами или просто отсылками к конкретным страницам. И гиперразметка совершенно не может заменить работу с бумажной книгой.

Добавлено: 05 фев 2008, 09:47
Меркушев Виктор
Возможно, по причине молодости этого явления он имеет ещё множество недостатков; я тоже использую гиперразметку, но, работая с книгой, у меня почему-то более высокая степень концентрации на материале, наверное, нет привычки работать с текстом на мониторе. А искать книги в магазине тоже непросто, одних авторов берут сюда, а других – туда. Возникают просто непересекающиеся миры. Я недавно попытался найти некоторых авторов с нашего сайта в магазине, не буду говорить каких, но не тех, у кого книг нет. Мне не удалось, но эксперимент всё-таки продолжу до результата. Конечно, в странах с развитым Интернетом такие покупки проводятся через него, но мне интересна наша ситуация, и насколько одно пространство – виртуальное, смыкается с реальным.

Добавлено: 05 фев 2008, 12:58
Mik
Книги некоторых наших авторов, у кого они есть, я тоже вряд ли найду, особенно если авторские экземпляры у них закончились. В магазинах книги найти, конечно, можно, но чаще всего книги из сферы некоммерческой литературы можно найти в небольших магазинчиках и лавках. Понятно, что весь ассортимент там просто не может уместиться. В Петербурге интересные книги могут бывать в лавке Филфака, в салоне РНБ и в лавке СП. Других адресов, к сожалению, не знаю.

Добавлено: 07 фев 2008, 16:11
Vislipuzli
"Ищите да обрящите". По счастью, путь к красоте лежит через поиск, нередко довольно томительный. Если бы это было не так - мы бы не ценили красоту так высоко.

Добавлено: 21 фев 2008, 21:48
Mik
Ищем и находим. Спасибо! :twisted:
Но почему-то думается, что красота не утратит своих чар и при чуточку большей доступности. :oops:

Добавлено: 07 мар 2008, 01:40
Vislipuzli
Mik писал(а):Но почему-то думается, что красота не утратит своих чар и при чуточку большей доступности.
Да, конечно, степень меры хоть в одну, хоть в другую сторону найти трудно. Но истинные ценности потому и ценности, что редки и достаются с трудом.